Выставка ретровелосипедов

21 мая в нашем музее открылась выставка ретровелосипедов из коллекции Комоско А.Г.

«Минск» — велосипеды производства Минского мотоциклетно-велосипедного завода.

История создания

Завод немецкой фирмы «DKW» в г.Чопау, который находился в Советской зоне оккупации, был демонтирован и в счёт репарации вывезен в СССР. Также были интернированы немецкие специалисты, позже налаживающие оборудование и производство техники на новых заводах. 

В мае 1946 года был запущен первый цех Минского велосипедного завода (МВЗ) по производству велосипедов. В сентябре 1947 года началось серийное производство мужских дорожных велосипедов В-16, и к концу 1947 году было собрано более 6000 велосипедов, что обусловило направленность завода на многие годы вперёд. В 1956 году начали производить базовую модель мужского велосипеда В-114, положившую начало серии известных велосипедов «Минск».

Все модели мужских дорожных велосипедов «Минск» имели схожую конструкцию и технические параметры.

Во второй половине 1980-х годов велосипеды ММВЗ начали называться «Аист». Первые модели имевших собственное наименование «Аист» были: дорожный велосипед 111—331 (1986.) и велосипед со складной рамой 113—321 (1987 г.).

Кроме Минского мотоциклетно-велосипедного завода интерес также представляет Гродненский завод «Нёман».

История создания

«Крэсова фабрика велосипедов и мотоциклов „Неман“» (Kresowa fabryka rowerów i motocykli «Niemen») — так звучало название одного из ведущих предприятий Гродно в межвоенное время. Возглавлял завод Нохум Старовольский, а его сын Лазарь был главным инженером. Нохум был неплохим предпринимателем, а Лазарь отвечал за техническую сторону.

 В 1894 году отец и сын Лазарь и Нохум Старовольские из состоятельной еврейской семьи основали на собственной земле в Гродно небольшую слесарскую мастерскую. В начале 1930-х годов Нохум Старовольский учредил акционерное общество и запланировал расширение своего предприятия. Успешная торговля велосипедами навела Старовольских на мысль создания собственного производства. Они выкупили здание по соседству на улице Бригитской, 20 (совр. Карла Маркса) под завод по выпуску велосипедов.

В современном мире велосипед является важной частью жизни человека. Мы используем байк во время досуга, как постоянное транспортное средство для поездок по городу, для занятий фитнесом и спортом т.д. Сложно представить, что когда-то было время, когда велосипеда не существовало. 

В начале XX века велосипедное движение переживало не лучшие времена. Причиной стало массовое развитие автомобильной промышленности. Спрос на велосипеды упал, были закрыты крупные заводы по производству двухколёсного транспорта. Из-за строительства автомобильных дорог условия для езды на велосипеде стали ухудшаться. Автовладельцев раздражали райдеры на дорогах, а полицейские приоритетным видом транспорта считали автомобиль. Так что к середине прошлого века велосипед стали считать развлечением для детей.

Понадобилось ещё несколько десятилетий, чтобы человечество осознало ущерб, наносимый автомобилями экологии. Во всём мире стали появляться организации, пропагандирующие велодвижение и здоровый образ жизни. Во многих крупных городах стали создавать комфортные условия для езды на велосипеде, и производство велосипедов стало стремительно расти.

В настоящее время десятки производителей ежедневно улучшают технологии производства велосипедов. Байк становится легче, комфортней и безопасней.

172