Евреи в партизанском движении Беларуси, 1941-1944 гг.

Прошло уже более 60 лет со времени окончания Второй мировой войны, но изучение и осмысление ее событий до сих пор продолжаются. Это связано во многом с изменением общественного и социально-политического положения современной Беларуси. Прошедшее десятилетие существования нового государства — Республики Беларусь — позволило ученым и исследователям благодаря доступности архивных материалов приступить к исследованию новых, прежде неизвестных или в силу политических подходов малоизученных, страниц отечественной истории. Фактически сегодня идет процесс переосмысления и написания новой истории нашей страны, соответствующей объективной научной методологии, исключающей субъективизм авторов при оценке исторических событий.

Одна из тем, которая по-прежнему вызывает большой интерес как у общественности, так и у исследователей, — тема героизма и сопротивления белорусского народа оккупантам в годы войны. Среди многих тысяч граждан республики, взявших в руки оружие для борьбы, были представители разных национальностей, в том числе и евреи. Десятилетиями замалчивалось участие евреев в подпольной и партизанской борьбе в Беларуси в годы войны. Это способствовало созданию в общественном сознании наших сограждан ошибочного представления о том, что евреи не сопротивлялись и не участвовали в борьбе против оккупантов, в то время как фашисты тотально уничтожали еврейский народ.

Известно, что территория БССР в годы войны оказалась полностью занятой немецкими войсками. Сожженные города и села, полностью разрушенное народное хозяйство. Белорусская земля первая приняла на себя удар отборных войск вермахта в страшные дни неразберихи, хаоса и отступления Красной Армии. Но главное — гибель людей.

В Беларуси известно свыше 500 мест, где в годы оккупации было уничтожено, по различным оценкам, от 600000 до 810000 белорусских и депортированных евреев из различных стран Восточной Европы. После войны прошло много лет, но и сегодня открываются все новые и новые места гибели ни в чем неповинных людей. За последние десятилетия вышли книги, статьи, фильмы, рассказывающие о Холокосте в Беларуси. Сегодня, пожалуй, трудно найти человека, который бы не знал, хотя бы в общих чертах, об уничтожении евреев фашистами. И многие из тех, кто знает об этом, часто задают вопрос: «Почему евреи не сопротивлялись, а покорно шли на смерть?», не подозревая, что еврейское сопротивление существовало даже в страшных условиях гетто и концлагерей.

В более чем в 80 гетто существовали подпольные организации, члены которых собирали оружие. Боеприпасы, медикаменты, помогали партизанам и готовились к выходу время проведения нацистами акций уничтожения. Молодые борцы предпочитали смерть лес. В некоторых гетто подпольщики принимали решения об использования оружия во время проведения нацистами акций уничтожения. Молодые борцы предпочитали смерть в бою покорной гибели. Так и произошло в гетто Несвижа, Лахвы, Глубокого Клецка и Копыля, где узники организовали вооруженные восстания. Как только прибывали дополнительные отряды немцев и полиции, окружавших гетто, становилось ясно, что сейчас начнется уничтожение людей. Подпольщики поджигали дома, стреляли в фашистов и, под общую неразбериху и шум, пытались убежать сами и вывести как можно больше людей. Многие при этом погибали, но часть людей спасалась. Из некоторых гетто в лес смогли убежать сотни людей. Так, например, в Слониме в июне 1942 г. около 200 узников совершили побег, в сентябре того же года из гетто Мира убежали около 100 человек. Подпольщики гетто Барановичей, Куренца и других городов и местечек вывели и лес сотни приговоренных к смерти. В Новогрудке узники гетто, где содержались специалисты, в течение нескольких месяцев прокопали тоннель длинной 170м и около 260 человек смогли совершить побег.

Подпольная организация Минского гетто с помощью городских подпольщиков организовала выход в партизанские отряды большого количества узников, из числа которых впоследствии было создано несколько партизанских отрядов и бригад. Бывали случаи, когда партизаны нападали на вражеские гарнизоны и освобождали узников из гетто как, например, в Новом Свержене, Косове. Некоторым удавалось бежать семьями и те, кто спасался от уничтожения, в лесу соединялись в группы. Среди которых были люди разного возраста, семейные и одиночки, объединенные общей судьбой. Они начинали жить общим семейным лагерем, существовавшим благодаря способности его членов жить в лесу. Сегодня известно, что свыше 3000 человек находилось в таких лагерях.

Постепенно молодежь из семейных лагерей стала вооружаться и создавать боевые группы. Таким образом в партизанском движении Беларуси возникло уникальное явление — еврейские семейные партизанские отряды. Наиболее известным из них является отряд им. Калинина Барановичской области под руководством Тувье Бельского. В составе этого отряда на момент соединения с частями Красной Армии в июле 1944г. насчитывались 1233 человека, в том числе 296 вооруженных. В партизанском отряде №106 под руководством Семена Зорина находились в основном бывшие узники Минского гетто. В его составе были 596 человек, 141 из которых входил в боевую группу. Хозяйственные группы еврейских семейных отрядов, состоящие из портных, сапожников, пекарей, медиков, часовщиков, ремонтников и других специалистов, стали базой, обслуживающей многие партизанские отряды. Женщины, старики, дети — каждый из них старался внести свой вклад в Победу.

Евреи, попавшие в лес весной и летом 1942 г., организовывали и еврейские партизанские отряды, в составе которых сражались. Один из первых таких отрядов под руководством Бориса Гиндина состоял, в основном, из евреев, бежавших из плена или попавших в окружение. Известен был в Барановичском партизанском соединении еврейский отряд №5 под руководством Льва Гильчика. Из бывших узников минского гетто организовали несколько партизанских отрядов и бригад: им. Пархоменко, «25 лет БССР», им. Чкалова. Им. Чапаева и другие. Наиболее известным был отряд им. Кутузова под руководством Израиля Лапидуса. В отряде под командой Павла Васильевича Прнягина из бывших узников Слонимского гетто был создан отдельный 51-ый полк, в котором находилось свыше 150 человек.